Справочные материалы компьютерной презентации "Грифоны"

Составитель: Е.В. Коренева-Леонтьева

Неожиданно перед ними возникла темная фигура, четко очерченная на фоне пламенеющего пожарами неба. За ее спиной угадывался силуэт гигантского зверя. Голова его была схожа с орлиной. Блестящие глаза и острый, хищно изогнутый клюв отражали огонь.


М. Уэйс, Т. Хикмэн «Драконы зимней ночи».


Семантика:

Слово «Грифон», «Гриф», «Грип», «Иног» (или «гриффин», как еще называют этого зверя происходит от греческого grops или латинского gryphos). Второй вариант от другого греческого термина – [grupos], в переводе означает «изогнутый», «кривой». Grupos – позаимствовано из восточных языков: возможно, от ассирийского k’rub, то есть «фантастическое крылатое существо» или «сказочное существо », от «ke^rub» - херувим или еврейского kerub -«крылатый ангел». Возможно, что происхождение слова связано с древнеперсидским «giriften» - «хватать».


Место обитания:

Грифоны – в классической мифологии чудесные животные, обитающие в Индии (использующиеся для охраны золота) или в Африке. Племя грифонов по легендам зародилось в северных широтах или горах. Впервые объявились в Древней Ассирии (барельефы Нимврода). Распространились от Гималаев и Китая на Востоке до побережья Ирландии на Западе. С древности грифоны были известны в Египте.

Описание:

Фантастическое крылатое (беслоснежные крылья) животное с головой орла и телом льва. Сам облик грифона и его нрав в разных культурах представляется неодинаково. Чаще всего задняя часть туловища у него львиная, хотя могли быть и другие варианты: пантера, собака. Хвост был похож на драконий или змеиный. Передняя часть туловища – птичья. Но иногда на голове грифона можно было заметить уши. В ряде случаев клюв грифона украшали мелкие, но острые зубы. На голове грифона обычно красовались небольшие рога или хохолок. Шею украшали ряд шипов или пышная грива. Глаза же их подобны пламени. Млекопитающее о четырех ногах. У них львиное - тело, голова, шея; крылья и когти - орла. Размерами грифон ввосьмеро больше льва и обладает необыкновенно острым слухом.

Классификации грифонов:

Классификация Х. Принца (средневековый немецкий ученый). Выделено 3 вида: грифон-птица, грифон-змея и грифон-лев (последние два вида являются разновидностями драконов). Классификация грифонов в современном искусствоведении:

  • «львинные грифоны» - существа с телом льва, крыльями, передними орлиными лапами или только когтями орла, но львиной головой.

  • «орлиные грифоны» - тело льва, крылья и голова орла.

  • «ушастые грифоны» - грифоны Древней Греции, имеющие торчащие вверх уши, шишку (холок или своеобразный рог) между глазами и ушами, он должен выглядит как костяной нарост, а не просто продолжение гривы.

Особые свойства:

Когти грифонов высоко ценятся, ибо обладают способностью менять цвет, если на них капнуть ядом, из них предлагалось в средневековье делать кубки. Коготь можно было получить в качестве награды, если человек вылечит грифона от тяжелой болезни. В средние века было известно несколько «кубков грифона», однако экспертиза доказала, что все они сделаны из рогов обычных животных. Предполагалось, что слепые прозревают, если поводить пером грифона по их глазам. В ранних германских книгах по медицине утверждается, что если грифон положит голову на грудь женщине, страдающей бесплодием, она излечится от своего недуга. С исключительной неприязнью относятся к лошадям (утверждение Сервия, комментатора Вергилия). Со временем выражение «скрещивать грифа с лошадьми» стало поговоркой. Однако в начале 16 века итальянский поэт Лудовико Ариосто (1471 – 1533) придумал новый гибрид – гиппогрифа (передняя часть туловища грифон, а сзади – лошадь).

Грифоны и сокровища:

В своих золотых гнездах грифоны хранят несметные сокровища, а самки грифонов откладывают яйца из агата; неудивительно. Что люди на протяжении многих столетий охотились на этих созданий. Но предания утверждают. Что с ними лучше не тягаться: грифоны чрезвычайно сильны.

Направленность, символика:

Грифоны противоречивы. Объединяют небо и землю (орел и лев), добро и зло. «Символизируют власть над небом и землей, силу, бдительность и гордыню». Грифон был символом знания, поскольку знал, где отыскать золото. Первоначально в образе грифона изображали сатану, завлекающего людские души в ловушку. Грифон косвенным образом символизирует двойственную природу Христа – божественную (птица) и человеческую (лев), поэтому его изображали на стенах средневековых соборов. Вследствие последнего обстоятельства грифон стал врагом змей и василисков. В христианском искусстве грифоны также считались символом воскресения, поэтому их изображали на паникадилах и порталах церквей.

Грифоны в Доме Кино

Мифология:

Грифон является атрибутом богини возмездия – Немизиды: он вращал её колесо фортуны. В книге А. Куликова "Боспорские сказки и поэмы" можно познакомиться с "Легенда про Грифона и осетра".

Характер:

Грифон представляет собой гордого, храброго и свободолюбивого зверя, не признающего чьего-либо господства. Эти качества сделали его едва ли не лучшим стражем, в качестве которого он и выстпает во многих легендах и мифах (например, греки считали грифонов стражами золота гипербореев).

Представленность в истории и искусстве:

В современном искусствоведении значение лексемы «грифон», значительно шире, чем в литературе. Грифоном называют не только существо с львиным туловищем и крыльями и головой орла, а и другие комбинации этих животных.
Самое древнее изображение из известных на сегодня обнаружено возле города Шуша (на территории современного Ирана). Этот зверь был запечатлен на печати, сделанной около 3000 года до н.э. Наиболее вероятная прародина грифонов, по признанию большинства ученых – Передняя Азия. Прототипы следует искать в религиозном искусстве Вавилонии и Ассирии. На образ грифонов повлияла иконография т.н. karubu (аккад. «заступник»), которые изображались в виде быков с человеческой головой или крылатых львов. Замена львиной или человеческой головы на орлинную произошла по всей видимости в Ассирии Руденко С.И., 1953; с. 305). Для ассирийских орлиноголовых грифов характерна короткая грива (часто перьевая) и изображение птичьей головы на кончике хвоста.
Иногда прототипами грифонов считаются существа, бронзовые статуэтки которых были найдены в комплексах так называемых луристанских бронз VIII-VI вв. до н.э. (иногда этот комплекс отождествляют со скифской или киммерийской культурой, иногда с касситами), хотя они обладают рогами и имеют другие отличительные свойства. Персидские изображения грифонов также изображались со спиралевидными рогами, львиным туловищем и часто, с задними лапами как у птиц в противоположность ассирийским. «Львинные грифоны» были больше распространены в Персии. Г.А. Пугаченкова предполагала, что подобные существа олицетворяли дэвов – злых духов, святилища которых уничтожались при учреждении культуры Ахурамазды. Наличие же этих существ в царском дворце в Сузах, означает, не только суеверия народа, но и возможное переосмысление образа.
Известны грифоны и в древнеалтайском искусстве, распространенный образ у скифов.
В искусстве Древнего Египта грифоны появляются в эпоху Нового Царства, но это связано с Переднеазиатским влиянием.
В искусстве Древней Греции грифоны представляют устойчивый образ в VII в. до н.э. Грифоны изображались с львиным телом, крыльями и орлиной головой, а также, довольно часто, с раскрытой пастью и характерным загнутым вверх языком. Они также имели торчащие вверх уши.
Наиболее ранние греческие изображения грифонов относятся к VII в. до н.э. – это изображение грифона с детенышем из Олимпии на Пелопоннесе (630 г. до н.э.), а также бронзовые головы грифонов с острова Самос, изображение двух грифонов на ликийском саркофаге.
Для греко-скифского искусства характерен сюжет битвы грифонов с арисмаспами, сюжет появился в VI в. до н.э. Также грифоны изображались запряженными в колесницы Аполлона. Образ Грифона встречается в крито-микенском искусстве (грифоны на фресках Кносского дворца).
Во время Пятой династии в Египте фараон изображался в виде грифона, повергающего наземь врага (это говорило о мощи правителя).
Египетское влияние прослеживается в минойской культуре, которая наделяла грифона качествами великолепного воина.
Задолго до появления первых письменных упоминаний о грифоне его изображали на изделиях из слоновой кости. Камня, бронзы, шелка (например, на монетах из Абдеры, с острова Телос).
Его можно было встретить везде от ваз во дворцах и заканчивая мозаикой в усыпальницах (наиболее характерный пример – рельеф во дворце Капара Гудзана, 870 год до н.э.)
На территории Греции грифоны встречаются на памятниках искусства доисторического Крита (17-16 века до нашей эры). Греки ассоциировали их, прежде всего с богами: Дионисом, Немизидой и Аполлоном. Последний нередко изображался верхом на грифоне или же едущим в колеснице, запряженной грифонами.

Грифоны на Доме Ученых Хотя образ грифона окончательно сложился в Древней Греции, но истоки его следует искать в культурах Ассирии, Вавилона и Древнего Египта.
В средние века грифона часто можно было увидеть на гербах, стенах соборов и страницах манускриптов.
В наши дни этот зверь оживает на страницах книг и пленках кино. Последняя картина с участием грифона – «Гарри Поттер и Узник Азкабана» (хотя там, по сути изображен гиппогриф).
Изображения грифонов можно увидеть у художников фэнтези: Тима Хильдебранта и Бориса Валледжо.
Используют грифонов в компьютерных играх: стратегия “World of Warcraft” и известнейшая серия «Героев» (“Heroes of Might and Magik”).

Грифон в архитектуре:

Грифон употребляется для украшения зданий. Используется в виде круглого изваяния на акротериях и парапетах крыш, в виде рельефа на фризах и орнаментированных местах.

Банковский мост

Грифоны Банковского моста.

СКУЛЬПТОР

СОКОЛОВ ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ (1764-1835), учился в Императорской Академии Художеств (1770 – 1785), занимался под руководством Ф.Г. Гордеева. Окончил курс с золотой медалью. с 1786 – 1789 пенсионер Академии во Франции. По возвращении в 1790 году молодой скульптор не получил ни работы, ни звания. Затем служил «мастером резного художества» при Адмиралтействе. В 1810 создал наиболее известное свое произведение – бронзовая скульптура «Молочница с разбитым кувшином» в Екатерининском парке в Царском Селе, воспетую А.С. Пушкиным в стихотворении 1830 года «Царскосельская статуя». После работы с натуры над бюстом известного актера И.А. Дмитревского был избран в 1813 году академиком. П.П. Соколов украшал висячие мосты Петербурга (Львинный, Египетский, Банковский) скульптурами львов, сфинксов и грифонов. Основной стиль – классицизм. Похоронен на Смоленском кладбище, позже прах перенесен в Некрополь мастеров искусств.

БАНКОВСКИЙ МОСТ

Пешеходный Банковский мост на канале Грибоедова у Казанского собора получил свое название от ранее находившегося неподалеку Ассигнационного банка. Мост привлекает внимание своим декоративным оформлением. "Кажется, будто стая доселе невиданных крылатых существ опустилась на мост и диковинные птицы-звери расселись по его углам, на гранитных прямоугольниках, взметнув вверх золотые остроконечные крылья.
Четыре грифона, сидящие попарно на противоположных сторонах моста, обращены друг к другу и держат в пастях сильно провисающие толстые тросы. Причудливые, резко очерченные профили грифонов четко вырисовываются на фоне водной глади канала. Фантастические существа сидят на задних лапах, упираясь передними в пьедесталы; у них стройные мускулистые туловища львов, а над их спиной высоко подняты могучие орлиные крылья с четко обозначенными перьями; выразительная голова с острыми торчащими ушами тоже покрыта оперением. Глаза круглые и выпуклые как у орла, но ощеренная пасть - звериная" (В. Нестеров, 281).
Инженер Треттер и скульптор Соколов решили украсить Банковский мост грифонами, потому что рядом был банк, в его подвалах хранилось золото, а грифоны воспринимались как верные и надежные стражи кладов и золота.
Банковский мост был открыт 25 июля 1826 года.

ГРИФОНЫ В ПЕТЕРБУРГЕ

"Первые скульптурные изображения грифонов, украсившие собой фасады петербургских построек, по времени создания относятся к первой трети прошлого столетия - времени господства в архитектуре стиля, для которого характерно обращение к древнеегипетским и древнегреческим декоративным формам (скульптурные композиции из оружия и воинских доспехов, крылатых сфинксы, гифоны).
Фантастические крылатые львы с птичьими головами встречаются в декоративном убранстве сооружений К.И. Росси" (В. Нестеров, С. 348).

К. Росси Михайловский дворец

Грифон в литературе:

Впервые грифоны были запечатлены в литературе в VII в. до н.э. Это случилось в поэме «Аримаспея» греческого поэта и путешественника, Аристею из Проконнеса . Он описал свое путешествие вглубь Центральной Азии. Писатель отправился туда в поисках сказочного народа гиперборейцев (одно из легендарных наименований скифов) и святилища Аполлона (почитавшегося ими как повелитель света и тьмы). В своих странствиях Аристей встретил племя иммедонийцев, которые сообщили ему, что к северу от их владений находится горная цепь, где текут золотоносные реки, а обитающие там одноглазые люди – аримаспы – то и дело похищают сокровища у быстрых и злобных монстров, стерегущих его. Аристей называет этих монстров грифонами, так как в Греции к этому времени уже были некоторые легенды об этих животных. Предположительно грифоны охраняли на севере золото скифов. При этом Аристей никогда не утверждал, что видел грифонов воочию.
Геродот (5 век до нашей эры) в своей «Истории» описывает чудовищ с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, которые живут на крайнем севере Азии и охраняют от одноглазых аримаспов месторождения золота (ссылка на Аристея, сына Каистробия из Проконесса). Кроме того Геродот предполагал, что на севере Европы имеются большие запасы золота, которые охраняют грифоны, а похищают у них аримаспы (Геродот «История», III.116; с. 216). Современная наука предполагает, что географическое местоположение этого мифа расположена в Азии.
Эсхил в «Прометее прикованном» называет грифонов «птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают».
Идеи Аристея и Геродота продолжили римские авторы Помпоний Мела, Плиний Старший и Солин.
Помпоний Мела «О хорографии» (около 43 г. н.э.) писал: «Далее (от Рифейских гор – примечания переводчика) располагается очень изобильная земля, однако необитаемая из-за грифонов, свирепых и диких животных, удивительно любящих золото, выкапываемое глубоко из земли, и не менее удивительно охраняющих его, будучи враждебными ко всем приближающимся». Помпоний Мела был первым, кто утверждал, что грифоны не только охраняют, но и сами добывают золото. Солин предполагает место обитания грифонов в азиатской Скифии.
Греческий автор Павсаний (II в н.э.) описывает грифонов на шлеме Афины в Парфеноне.
Более поздние исследователи полагались на мнение этих авторов, идентифицируя грифонов.
В 1646 году сэр Томас Браун заявил, что грифон сугубо символичное существо. После этого грифоны покинули реальный мир и стали объектом искусства и поэзии.
Грифоны в современной литературе: сага «Драконы зимней ночи» М. Уэйс и Т. Хикмен. Романы Андрэ Нортона, Пирса Энтони и Клиффорда Саймака.
Грифоны в детской литературе: «Алиса в стране чудес» Льюис Кэрролл, «Грифон и младший каноник» Фрэнк Стоктон. Упоминается в книгах Дж. Роллинг о Гарри Поттере:

  1. название факультета Гриффиндор с французского означает «золотой грифон» (гриффиндорфцы как и грифоны бдительны, храбры и сильны);
  2. в кабинете у профессора Дамблдора есть латунный молоток в виде грифона, чтобы стучать им в дверь.

Родственники грифонов:

  • Гаруда (Индия) – индийская райская птица, полуорел-получеловек, более древняя, чем бог Вишну.

  • Семург (Персия, Турция) – полуорел-получеловек. Живет до 2000 лет. Может поднять в воздух верблюда или слона. Родственниr птицы Рух из арабских сказок.

  • «Зиз» (еврейский фольклор) – гигантские создания, похожие на птиц.

Дом на улице Пестеля

Грифоны в геральдике.

Грифон всегда олицетворял силу, ярость и беспощадность. Это великолепный страж, способный мстить до конца своих дней. Грифон всегда ассоциировался у людей с властителями неба и земли. С царских печатей древности грифон перекочевал в геральдику. Грифон стал часто встречающейся негеральдической фигурой на гербах.
Самый ранний грифон появился на щите Ричарда де Риверса, графа Экзетерского в 1167 году.
Наиболее популярны изображения грифонов в 15-17 веках.

Возможный биологический прообраз грифона:

  1. Бородач-ягнятник. Живет в горах Южной Европы, Центральной Азии и некоторых районах Африки. У этой крупной птицы на подбородке хохолок из длинных жестких волос; такая же щетина скрывает ее ноздри. В верхней части туловища черно-серая – или рыжевато-коричневая светлого оттенка окраска. Белая шапочка окаймлена черным. Длина птицы чуть больше местра, размах крыльев – 3 метра. Свое название получил из-за рассказов о том, как птица поднимала и уносила в воздух ягнят и маленьких детей, но реальных фактов этого нет.

  2. Тапир.

  3. Исследователь Э. Мэйор (1993) предположила, что грифоны произошли от наблюдения останков протоцераптоса в пустыни Гоби.

Библиография:

  1. Грифон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, Том IXа. – СПб, 1893. – с. 741-742.

  2. Грифон // Википедия.

  3. Грифоны // Бестиарий. Энциклопедия вымышленных существ.

  4. Соколов Павел Петрович // Википедия.

  5. Крупкина Дарья Клюв, когти, крылья. Грифоны в истории и сказках // Журнал «Мир фантастики», № 17, январь 2005.

  6. Нестеров В.В. Львы стерегут город. - Л.:"Художник РСФСР", 1972.

  7. Энциклопедия сверхъестественных существ (Составитель К. Королев). – М.: Локид; Миф. – 592с. – (“AD MARGINEM”).

В начало
Сайт создан в системе uCoz