ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЖУРНАЛ К ДНЮ ГОРОДА»
Тема «Тайны Петропавловской крепости».
Автор: О.В. Солнцева
Цель: изучить влияние активных методов обучения на развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Обоснование.
Диагностический проект включает в себя систему активных методов обучения, использование которых, обеспечивает новый образовательный результат – интерес ребенка к познанию «тайн» символов Санкт-Петербурга. Использование метода проектов позволяет обеспечить фиксацию образовательного результата.
В начале и в конце работы по диагностическому проекту проводится диагностическая ситуация «Вопрошайка», направленная на фиксирование познавательной активности детей.
Диагностический проспект проводится с подгруппой детей. Параллельно с другой подгруппой детей проводится аналогичная работа
с использованием таких методов, как: рассматривание иллюстраций, беседа, чтение художественной литературы, рисование.
В начале и в конце работы так же проводится диагностическая ситуация «Вопрошайка», направленная на фиксирование познавательной активности детей.
Результаты работы с двумя подгруппами детей фиксируются по следующим параметрам:
степень активности ребенка в процессе диагностики: эмоциональный отклик на предложенное содержание и задания,
стремление выполнять предложенные задания, участвовать в разных видах деятельности, участвовать в жизни города,
желание поделиться своими впечатлениями, желание задавать вопросы, добавление и уточнение ответов сверстников в ходе обсуждения;
проявление у детей интеллектуальных эмоций и их разнообразие – удивление, радость познания нового (узнавания знакомых объектов),
увлеченность процессом познания, удовлетворение от процесса познания, ожидание (предвкушение) узнавания нового, гордость за свои успехи;
употребление детьми эпитетов, метафор, связанных с городом, оценочных и сравнительных оборотов, эмоционально окрашенных морфем (суффиксов, приставок);
проявление индивидуальных предпочтений в содержания деятельности;
проявление готовности объяснять свои предпочтения, предположения, оценочные высказывания, эмоциональные состояния;
наличие у ребенка волевых усилий в познавательной деятельности: преодоление трудностей или стремление их обойти, включенность детей, преобладание произвольного внимания, сосредоточенность.
Игра «Вопрошайка».
Детям предлагается поиграть в «Вопрошайку» и задать как можно больше вопросов о том, что еще хотели бы узнать про Петропавловскую крепость. Соревновательный мотив: выигрывает тот, кто задаст больше вопросов.
Примечание. Игра проводится с детьми индивидуально, все вопросы экспериментатор записывает, а затем подводится итог игры.
«Тайна Афины Поллиады».
-
Экспериментирование с зеркалом (что можно увидеть вокруг при помощи зеркала). Игра «Кто больше увидел»
-
Игра-фантазирование «От кого защищает город Афина Поллиада» (запись детских сочинений)
-
Чтение мифов про мудрость змеи.
-
Проблемная ситуация «Почему Афина держит в руке змею»
-
Оформление рубрики «Тайны Афины Поллиады».
«Тайны Ангела»
-
Коллекционирование – картинки, открытки, фигурки с изображением Ангелов, рассматривание, сравнение, оформление выставки (обобщение – внешний вид ангела – молодой юноша, крылья, возможно оружие).
-
Проблемные ситуации «Кто такой «хранитель»? «Тайны наших имен» (у каждого человека есть свой хранитель).
-
Рассматривание фигуры Ангела Петропавловского собора – чем похож, чем не похож на других Ангелов, кого хранит, как?)
-
Игра-фантазирование «От кого защищает горожан Ангел?»
-
Экспериментирование с флюгером.
-
Проблемная ситуация «Как ангел рассказывает нам про ветер в городе».
-
Проблемная ситуация «Что угрожает Ангелу?»
-
Мозговой штурм «Как люди защищают Ангела».
-
Рассматривание фотографии «Ангел и реставратор»
-
Моделирование величины фигур Ангела и человека.
-
Оформление рубрики «Тайны Ангела».
Игра «Вопрошайка».
Детям предлагается поиграть в «Вопрошайку» и задать как можно больше вопросов о том, что еще хотели бы узнать про Петропавловскую крепость. Соревновательный мотив: выигрывает тот, кто задаст больше вопросов.
Примечание. Игра проводится с детьми индивидуально, все вопросы экспериментатор записывает, а затем подводится итог игры.
|